RU EN
Закрыть

В Нижнем Новгороде состоялась премьера кукольной оперы «Дидона и Эней»

Нижний Новгород и Нижегородская область, 16 декабря 2019

10 и 12 декабря 2019 года московский театр «Трикстер» представил в Нижнем Новгороде премьеру кукольной барочной космооперы «Дидона и Эней» на музыку Генри Пёрселла. Показы спектакля состоялись в пространстве DKRTSpace в рамках проекта «Арт-лаборатории» Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» и программы социальных инвестиций «Формула хороших дел» компании СИБУР.

Спектакль стал итогом Лаборатории музыкального театра под руководством Вячеслава Игнатова и Марии Литвиновой, создателей театра «Трикстер», лауреатов премии «Золотая маска». Действие оперы Пёрселла авторы перенесли на уменьшенную сцену традиционного барочного театра, созданную специально для спектакля. В центре сюжета — история трагической любви троянского предводителя Энея и карфагенской царицы Дидоны. В новой постановке герои античного мифа предстали в виде кукол, судьбами которых управляют существа из космоса.

Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова: «Сюжет мифа мы перенесли в космос. Дело в том, что в опере идёт речь о чём-то неведомом, о таких существах, как ведьмы. Ведьмы в нашем спектакле — главные персонажи. Все солисты, которые исполняют оперные партии на сцене, — это ведьмы. Они играют с героями, как с марионетками, просто для собственного удовольствия. А поскольку в нашем современном мире всё уже известно и изведано, нет тайн, мы подумали, почему бы этим фантастическим существам не жить в космосе».

Сценическое пространство и костюмы для спектакля создали художники и модельеры — Ольга и Елена Бекрицкие, которые постоянно сотрудничают с театром «Трикстер». В своей работе они отталкивались от образов биомеханики и природных форм. Художником по свету стал лауреат премии «Золотая маска» Алексей Хорошев.

– Мы с сестрой вдохновлялись работами архитектора Сантьяго Калатравы, которого очень любим. Прообразами многих его сооружений служат природные мотивы — орнаменты растений, скелеты и позвоночники животных. Нас это очень впечатлило, и мы разработали похожие образы для спектакля. А потом мы нашли способ, как разрезать ткань специальным образом, чтобы костюм получился объемным. Мы с самого начала отказались от аппликации. На наш взгляд, в костюме должны быть атмосфера и воздух, а этого можно добиться только через объемные формы, – рассказала Ольга Бекрицкая

Музыкальный руководитель постановки и автор музыкальной редакции оперы — композитор Максим Ивкин — пригласил уникальный состав аутентичных исполнителей: Анастасию Бондареву, Екатерину Либерову и Евгения Скурата (Москва), Любовь Шаромову (Санкт-Петербург), а также столичную барочную капеллу «Золотой век» под руководством Александра Листратова.

– В работе над постановкой нам хотелось максимально приблизить музыкальное решение спектакля к духу эпохи барокко, задействовав минимальный состав исполнителей. При этом нам удалось сохранить практически всю оригинальную музыку Пёрселла, – Максим Ивкин.

11 декабря в лектории «Правда» состоялась открытая образовательная программа, приуроченная к премьере спектакля. С лекцией о самых известных танцевальных адаптациях оперы Пёрселла выступила театральный критик, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска» Анна Гордеева. Оперный драматург и продюсер Илья Кухаренко рассказал о том, как «Дидона и Эней» совершила переворот в английском театре XVII века и стала со временем одной из главных опер британской сцены. Также состоялась встреча с постановщиками, в рамках которой Вячеслав Игнатов, Мария Литвинова и Ольга Бекрицкая рассказали о создании спектакля и ответили на вопросы зрителей.

Театр «Трикстер» был основан в 2011 году Марией Литвиновой и Вячеславом Игнатовым, до этого работавшими в московском театре «Тень». С 2016 года «Трикстер» сотрудничает с Центром драматургии и режиссуры. Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов специализируются на кукольных постановках, театре теней, интерактивных спектаклях, в частности в стиле стимпанк, но в то же время ставят крупные драмы и оперы. На их счету — 26 постановок в России, Германии и Великобритании. Лауреаты премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль в театре кукол» за «Эпос о Лиликане» (2010, «Тень»), а также специальной премии жюри за оперу-квест «Путешествие в Страну джамблей» (2016, Пермский театр оперы и балета).

Справка: 

Ольга и Елена Бекрицкие — учились в Московской текстильной академии на отделении дизайна и в Берлинской академии искусств в мастерской Вивьен Вествуд. Как художники по костюму работали с Мастерской индивидуальной режиссуры под руководством Бориса Юхананова, с театром «Ленком», с музеем истории и реконструкции Москвы, с Малым театром России, с музеем Людвига, Artheater, Werkstadtheater, с Детским камерным оперным театром, Werkstadtheater, Parallele галерея Freiraum (Кёльн). Художники по костюмам многосерийного фильма «Дау» режиссёра Ильи Хржановского. Владеют брендом Olga & Elena Bekritskaja.

Алексей Хорошев — окончил Пермский университет (ПГНИУ), был актером студенческого театра «Отражение». Как художник по свету и медиахудожник оформил многие спектакли театра «Балет Евгения Панфилова»: «Ромео и Джульетта», «БлокАда», «Фантазии в черном и огненном цвете» и др. Автор светового решения спектакля «Отрочество» по Л. Толстому в Пермском ТЮЗе. С 2014 года художник по свету Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. Работал над постановками: «Medeamaterial» П. Дюсапена, «Малахитовая шкатулка» Д. Батина, «Путешествие в Страну джамблей» П. Поспелова и др. Лауреат премии «Золотая Маска». Номинант премии «Золотая Маска» 2020.

Лаборатория музыкального театра — проект Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», программы социальных инвестиций «Формула хороших дел» компании СИБУР и театра «Трикстер» в Нижнем Новгороде. В 2017 году под руководством Вячеслава Игнатова и Марии Литвиновой в Нижневартовске была проведена Лаборатория театра для детей, в результате которой был показан теневой спектакль «Ноев ковчег».

«Арт-лаборатории» — совместный проект Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» и компании СИБУР. С 2016 года «Арт-лаборатории» знакомят молодых актёров, режиссёров, танцовщиков и художников из регионов России с новейшими тенденциями и технологиями в театре. В работу с участниками лабораторий вовлечены не только режиссеры-постановщики, но и сценографы, композиторы, драматурги, медиахудожники, педагоги по пластике.

С 2018 года задача «Арт-лабораторий» — создание полноценных постановок, которые входят в репертуар театров, в которых проводится проект. За время работы «Арт-лабораторий» уже выпущено 6 спектаклей в театрах Перми, Тобольска, Томска и Воронежа.

За три сезона проекта 16 арт-лабораторий успешно прошли в 7 городах России: Москве, Перми, Тобольске, Томске, Нижневартовске, Воронеже, Дзержинске и Чайковском. В проекте участвовали более 350 человек, созданные в рамках лабораторий эскизы и спектакли увидели свыше 5000 зрителей.

Руководителями лабораторий в разные годы были известные российские режиссёры, драматурги и хореографы — Семён Александровский, Анна Абалихина, Александр Андрияшкин, Женя Беркович, Дмитрий Брусникин, Максим Диденко, Вячеслав Дурненков, Иван Естегнеев, Галина Зальцман, Вячеслав Игнатов, Константин Кейхель, Евгений Кулагин, Илья Кухаренко, Мария Литвинова, Борис Павлович, Дмитрий Сердюк, Мариэтта Цигаль-Полищук, а также британский режиссёр Алекс Дауэр.

В 2016 году проект «Арт-лаборатории» занял первое место в номинации «Спонсорство в культуре» премии Russian Sponsorship Awards. В 2018 году «Арт-лаборатории» вошли в шорт-лист премии «Инновация» в номинации «Образовательный проект», посвященной некоммерческим государственным и частным образовательным инициативам в области современного искусства.

«Формула хороших дел» — программа социальных инвестиций СИБУРа, которая запущена 1 февраля 2016 года во всех ключевых городах деятельности компании и осуществляется по шести направлениям, охватывающим все наиболее важные общественные сферы: развитие городов, образование и наука, спорт и здоровый образ жизни, охрана окружающей среды, культура и волонтёрство. Подробная информация о программе доступна на сайте: http://www.formula-hd.ru/.

Арт-дирекция Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория»: Евгений Миронов, народный артист России, художественный руководитель Театра Наций; Чулпан Хаматова, народная артистка России; Роман Должанский, театральный критик, арт-директор фестивалей «Территория», NET и «Вдохновение», заместитель художественного руководителя Театра Наций; Кирилл Серебренников, режиссёр и художественный руководитель «Гоголь-центра»; Василий Церетели, куратор, исполнительный директор Московского музея современного искусства (ММОМА).